Амангалиева Зауреш Марзагалиевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр Детского Творчества»
с. Александров-Гай
Формирование универсальных учебных действий на занятиях в объединении «Природа и фантазия» МБУ ДО «Центр Детского Творчества» с. Александров - Гай.
Система экологического образования детей в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, могут быть использованы при изучении других предметов. Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта включает в себя: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные: умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.
В качестве главных результатов выступают личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Формирование универсальных учебных действий в «Центре Детского Творчества» с. Александров-Гай осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Занятия в объединении естественнонаучной направленности «Природа и фантазия» способствуют личностному развитию учащихся, обеспечивая сформированность первоначальных представлений и решений проблем охраны окружающей среды, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями. Комплексный подход в решении данной проблемы позволяет не только сформировать научное мировоззрение учащихся, но и развить творческие способности каждого ребенка, которые заложены в нем самой природой.
На основе сформированных универсальных учебных действий у учащихся объединения «Природа и фантазия» сформировалась способность к самооорганизации, наблюдается прогресс в личностном развитии, развилось умение решать новые нестандартные учебные задачи.
Показатели личностного развития влияют на качество образования и уровень усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Так по итогам промежуточной и итоговой аттестации в объединении наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся. 85 % учащихся прошли полный курс программы и получили свидетельство об освоении полного курса программы.
Экологическое образование вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение направлено на формирование экологической культуры, что является условием становления формирования научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции и творческую деятельность.
Занятия в объединении «Природа и фантазия» имеют чёткую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий, путём приобретения навыков самообслуживания; развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях объединение «Природа и фантазия» у учащихся обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения и формирование экологического сознания личности, ориентированного на экологическую целесообразность, отсутствие противостояния человека и природы. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений учащихся об экологических особенностях, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты проектной деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Формирование универсальных учебных действий невозможно без внедрения новых образовательных технологий, направленных на развитие гармоничной личности.
Обращение к новым педагогическим технологиям позволило сформировать базу для использования наиболее оптимальных вариантов в дополнительном образовании детей. Основанием для этой базы стали следующие педагогические технологии:
- информационные и коммуникативные технологии (коммуникация и общение) ;
- технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- технология, основанная на реализации проектной деятельности;
- технология создания учебных ситуаций с элементами игровой деятельности;
- технология создания учебных ситуаций с элементами творческой, социальной деятельности;
- технология работы с одаренными детьми.
№
|
Технология
|
Результат
|
Подтверждение
|
1
|
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация и общение)
|
Дети сами участвуют в подготовке презентаций, умеют выбирать нужную и полезную информацию
|
Презентации учащихся опубликованы на сайте МБУ ДО «ЦДТ», в сетевых профессиональных сообществах «Сеть творческих учителей», «Открытый класс»
|
2
|
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
|
Участие в ежегодном конкурсе проектов «Радость творчества», реализация природоохранных практических проектов, исследовательских проектов «Река-чистые берега», «Цвети Земля», «Покормите птиц», «Ребятки с грядки»
|
Сертификаты, грамоты, дипломы участников конкурса проектов, публикации в СМИ о реализации проектов.
|
3
|
Технология создания учебных ситуаций с элементами игровой деятельности
|
Младшие школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения через игровую деятельность.
|
Развитие коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.
|
4
|
Технология создания учебных ситуаций с элементами творческой, социальной деятельности
|
Организация и проведение, участие в учрежденческих, муниципальных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества. Проведение мастер-классов. Участие в социальных акциях.
|
Грамоты, дипломы, сертификаты. Муниципальный мастер-класс «Цветы из гофрированной бумаги», «Открытка ветерану».
Организация и проведение акций «Голубь мира», «Мы помним, мы гордимся»
|
5
|
Технология работы с одаренными детьми.
|
Позитивная динамика участия детей в конкурсах различного уровня.
|
Грамоты, дипломы
|
Результатом внедрения вышеперечисленных технологий является положительная динамика качества знаний, творческие достижения учащихся, сохранность контингента учащихся, удовлетворенность родителей образовательным процессом.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий на занятиях в объединении «Природа и фантазия» «Центра Детского Творчества» села Александров - Гай выполняет ориентацию процессов обучения, формирование экологически культурной личности, то есть личности, понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности перед современниками и потомками за свое экологическое поведение.
Используя системно – деятельностный подход:
- дарите ребенку радость творчества, осознание творческого голоса;
- ведите ученика от собственного опыта к общественному;
- будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
- радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;
- учите анализировать каждый этап работы;
- критикуя, стимулируйте ученика.
|