Группы предшкольной подготовки – как эффективное средство воспитания и социализации дошкольников.
С рождения, человек в результате взаимодействия с окружающими людьми, социумом формируется как личность. Им усваивается определенная система ценностей, общечеловеческая культура.
В настоящее время педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, не умеют обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо.
Существует и другая проблема - недостаточное развитие нравственно - эмоциональной сферы дошкольника. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - важное условие нормального развития ребенка.
Сегодня дополнительное образовательное учреждение как социально - педагогическая система входит в состав социального института образования и воспитания, которое рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.
Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе. Именно дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, коммуникативные навыки, и как результат образование индивидуальности.
Осознавая значимость решения вышеперечисленных проблем, творческого развития и социализации в дошкольном возрасте для последующего становления его индивидуальности, в МБОУ ДО «Центр детского творчества» с 1998 года работают группы предшкольной подготовки «Дошколёнок». Группы предшкольной подготовки являются начальным этапом дополнительного образования детей в ЦДТ. Вся система работы помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития. Группы предшкольной подготовки позволяют решить проблему подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, к обучению по программам дополнительного образования, а также решить ряд социально-педагогических задач:
• Творческое развитие
• Социальная адаптация
• Самоопределение детей в дополнительном образовании: посещение творческих объединений ЦДТ.
Почти многолетний опыт работы предшкольных групп подтверждает необходимость комплексного подхода к всестороннему развитию ребенка.
Предшкольное образование – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.
На сегодняшний день в группах предшкольной подготовки Центра обучается 97 дошкольников возрасте от 5 до 7 лет. Образовательный процесс в группе строится на основе модифицированной общеобразовательной программы «Дошколенок» основой для которой стали образовательная программа "Предшкольная пора” Н.Ф. Виноградовой и парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой .Е.В.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дощколенок» опирается на следующие принципы:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Для того чтобы образовательное учреждение успешно работало, оно кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов также должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники15-20 лет назад.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Основной целью проектного метода в работе с дошкольниками является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Педагоги Центра активно используют метод проектов в работе с дошкольниками. Ежегодно в нашем Центре проводится конкурс проектов «Радость творчества», где дошкольники принимают активное участие. Обучающимися групп предшкольной подготовки подготовлены следующие проекты «Моя родословная», «Волшебница - вода", "Путешествие в страну Витаминию", «Спасибо деду за победу», «История Олимпиады», «Путешествие по русским народным сказкам» и др. Обучающиеся подготовили прекрасную защиту проектов, богатый исследовательский и наглядный материал. А самое главное в ходе работы над проектом у обучающихся развились исследовательские навыки, творческие и презентационные способности, умение работать в группе, общаться, а также укрепились внутрисемейные отношения, так как родители являлись непосредственными участниками проекта.
Основным направлением воспитательной деятельности является воспитание личности ребенка, расширение общего кругозора, повышение культурного уровня и коммуникабельности детей, развитие их общих, языковых, интеллектуальных и творческих способностей и личностных качеств. Педагоги Центра проводят воспитательные мероприятия, которые направленны на формирование нравственных качеств личности детей, формирование социальных навыков, организацию содержательного досуга детей и родителей. В целях формирования навыков по ПДД была проведена познавательная игра «Путешествие в страну дорожных знаков», где дети не только получили определенные знания, но научились анализировать, искать выход из нестандартной ситуации, работать в команде. Интерес к чтению, постепенно становится актуальной проблемой, для решения этой проблемы в группах проводятся литературные игры, праздники и т.д. Использование театрализации на таких занятиях, позволяет повысить интерес дошкольников к чтению, развивает эмоциональность, актерские способности, культуру речи.
Формирование навыков здорового образа жизни является важным направлением воспитательной работы Центра. Дошкольники помимо основных занятий занимаются в спортивном объединении «Росточек», где получают начальные навыки физической подготовки, принимают участие в спортивных соревнованиях.
Развитие эстетических качеств дошкольников тоже является важным компонентом социализации дошкольников. Ведь именно в творчестве ребенок проявляет себя, познает окружающий мир, учится жить в гармонии с окружающим миром. В нашем Центре созданы группы эстетического развития, которые также посещают дошкольники. Образовательный процесс в этих группах ведется по программам «Цветные ладошки», «Веселый этикет», «Драматешка». На занятиях в этих объединениях дети получают навыки социального общения, учатся нестандартно мыслить и развивают творческие способности.
Таким образом дошкольный возраст это период становления и формирования индивида, его активной деятельности, которая определяет отношения к действительности, к окружающему миру, особенности взаимоотношений к людям.
Вся работа групп предшкольной подготовки позволяет:
1. обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;
2. cвоевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии;
3. решить вопрос адаптации и социализации ребенка;
4. повышает доступность дошкольного образования в районе.
О высоком качестве образования в группах предшкольной подготовки свидетельствуют результаты психолого – педагогических исследований, отзывы учителей начальных классов общеобразовательных школ района и конечно отзывы родителей. Группы предшкольной подготовки являются эффективным средством социализации дошкольников, которые позволяют безболезненно ввести ребенка в условия современной школы.
Выступление хочется закончить словами Роберта Рождественского:
«Твердят:
«Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |