ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.10.2024, 04:06

МБУ ДО 

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"  

Меню сайта
Министерство
Министерство
Актуально
ГАУ ДПО "СОИРО"
Федеральный портал
Коллекция ЦОР
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Группы предшкольной подготовки как эффективное средство социализации детей дошкольного возраста
14.12.2015, 11:44

Группы предшкольной подготовки – как эффективное средство воспитания и социализации дошкольников.

 

С  рождения,  человек  в  результате  взаимодействия  с  окружающими  людьми, социумом формируется  как  личность. Им  усваивается  определенная  система  ценностей, общечеловеческая культура. 

В  настоящее  время  педагоги  и  родители  отмечают,  что  многие  дошкольники испытывают  серьезные  трудности  в  общении  с  окружающими,  не  умеют  обратиться  к другому  человеку,  порой  даже  стесняются  ответить,  если  к  ним  обращается  кто-либо.

Существует  и  другая  проблема  -  недостаточное  развитие  нравственно  -  эмоциональной сферы  дошкольника. Общительность,  умение  контактировать  с  окружающими  людьми  - важное условие нормального развития ребенка. 

Сегодня  дополнительное  образовательное  учреждение  как  социально - педагогическая  система  входит  в  состав  социального  института  образования  и  воспитания, которое рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней  социализации детей.  Воспитание,  обучение,  развитие  относят  к  формам  социализации  личности,  как  управляемые и целенаправленные процессы социализации.

Задачей  целенаправленной  работы  по  социализации  считается  формирование социально  активной  личности,  способной  к  творческой  деятельности,  способной  к  самореализации,  установившую  устойчивую  гармоничную  систему  отношений  к  другим  людям,  обществу,  труду, к себе. Именно дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складываются воля и произвольное поведение,  активно  развивается  воображение,  творчество,  общая  инициативность, коммуникативные навыки, и как результат образование индивидуальности.

Осознавая  значимость  решения  вышеперечисленных  проблем,  творческого  развития  и  социализации  в  дошкольном  возрасте  для  последующего  становления  его  индивидуальности,  в МБОУ ДО «Центр детского творчества» с 1998   года  работают группы предшкольной подготовки «Дошколёнок».  Группы предшкольной подготовки являются начальным этапом дополнительного образования детей в ЦДТ. Вся система работы помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития. Группы предшкольной подготовки позволяют  решить проблему подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, к обучению по программам дополнительного образования, а также решить ряд социально-педагогических задач:

•        Творческое развитие

•        Социальная адаптация

•        Самоопределение детей в дополнительном образовании: посещение творческих объединений ЦДТ.

Почти многолетний опыт работы  предшкольных групп подтверждает необходимость комплексного подхода к всестороннему развитию ребенка. 

Предшкольное образование  – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).   Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.

На сегодняшний день  в группах предшкольной подготовки  Центра обучается 97 дошкольников  возрасте от 5 до 7 лет. Образовательный процесс в группе строится на основе модифицированной общеобразовательной программы  «Дошколенок»  основой для которой стали образовательная программа "Предшкольная пора” Н.Ф. Виноградовой и  парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой .Е.В.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Дощколенок»  опирается на следующие принципы:

         - реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

         - учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

         - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

         - обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

         - обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

         - развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Для того чтобы образовательное учреждение успешно работало, оно кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов также должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники15-20 лет назад.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.  Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.  Основной целью проектного метода в  работе с дошкольниками  является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.  Педагоги Центра активно используют метод проектов в работе с дошкольниками. Ежегодно  в  нашем Центре проводится  конкурс проектов «Радость творчества», где дошкольники принимают активное участие.     Обучающимися групп предшкольной подготовки подготовлены следующие проекты «Моя родословная», «Волшебница - вода",  "Путешествие в страну Витаминию", «Спасибо деду за победу», «История Олимпиады», «Путешествие по русским народным сказкам» и др. Обучающиеся подготовили прекрасную защиту проектов, богатый исследовательский и наглядный материал.  А самое главное в ходе работы над проектом у обучающихся развились исследовательские навыки, творческие и презентационные способности, умение работать в группе, общаться,  а также укрепились внутрисемейные  отношения, так как родители являлись непосредственными участниками проекта.

Основным  направлением  воспитательной  деятельности  является  воспитание  личности  ребенка,  расширение  общего  кругозора,  повышение  культурного  уровня  и  коммуникабельности  детей,  развитие  их  общих,  языковых,  интеллектуальных  и  творческих способностей и личностных качеств.  Педагоги Центра проводят  воспитательные мероприятия, которые   направленны   на  формирование    нравственных  качеств  личности  детей, формирование  социальных  навыков,  организацию  содержательного  досуга  детей  и родителей.   В целях формирования навыков по ПДД была проведена познавательная игра «Путешествие в страну дорожных знаков», где дети не только получили определенные  знания, но научились анализировать, искать выход из нестандартной ситуации, работать в команде. Интерес к чтению, постепенно становится актуальной проблемой, для решения этой проблемы  в группах проводятся литературные игры, праздники и т.д. Использование  театрализации на таких занятиях, позволяет повысить интерес дошкольников  к чтению,  развивает эмоциональность, актерские способности, культуру речи.

 Формирование навыков здорового образа жизни является важным направлением воспитательной работы Центра. Дошкольники помимо основных занятий занимаются в спортивном объединении «Росточек», где получают начальные  навыки физической подготовки, принимают участие в спортивных соревнованиях.

Развитие эстетических качеств дошкольников  тоже является важным компонентом социализации дошкольников. Ведь  именно в  творчестве ребенок  проявляет себя, познает окружающий мир, учится жить в гармонии с окружающим миром. В нашем Центре созданы группы эстетического развития, которые также посещают дошкольники. Образовательный процесс в  этих группах ведется по программам «Цветные ладошки», «Веселый этикет», «Драматешка».     На занятиях в этих объединениях дети получают навыки социального общения, учатся нестандартно мыслить и  развивают творческие способности.

Таким образом дошкольный  возраст  это  период  становления  и  формирования  индивида, его активной деятельности, которая определяет отношения к действительности, к окружающему миру, особенности взаимоотношений к людям.

Вся работа групп предшкольной подготовки позволяет:

1.      обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;

2.      cвоевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии;

3.      решить вопрос адаптации и социализации ребенка;

4.      повышает доступность дошкольного образования в районе.

О высоком качестве образования  в группах предшкольной подготовки свидетельствуют результаты психолого – педагогических исследований,  отзывы учителей начальных классов общеобразовательных школ района и конечно отзывы родителей.  Группы предшкольной подготовки являются эффективным средством социализации дошкольников, которые позволяют безболезненно ввести ребенка в  условия современной школы.

Выступление  хочется закончить словами Роберта  Рождественского:

«Твердят:

«Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

Категория: Мои файлы | Добавил: Педагог
Просмотров: 966 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сертификат
Наша жизнь
Поиск
Актуально
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Полезно
Полезно
Год педагога
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz