«Принципы организации и реализации практических природоохранных проектов»
Подготовила: А.Ж.Амирова, методист МБОУДОД «Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай Саратовской области
Амангалиева З.М., педагог д/о МБОУ ДОД «ЦДТ»
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач и перед образовательными учреждениями и перед педагогической наукой. Они призваны реально помочь поколению, обучающемуся сейчас в школе, преодолеть последствия негативных воздействий на природу, оптимизировать их в последующем.
В мире наметилась тенденция перехода от нынешнего научно ориентированного к деятельностно ориентированному образованию, которое позволяет не только познавать, но и изменять мир. Изменяется характер знания: от него требуется быть не «вечно истинным», а ситуитивно действенным. Именно такое образование востребуется сейчас и в обозримой перспективе.
В основе всех современных концепций экологического образования лежит поиск выхода из экологического кризиса, путей решения экологических проблем. Современные школьники хорошо осведомлены об экологических проблемах, но не уверены в возможности их решения и не знают, как это можно сделать. Вот почему необходима информационная система, развивающая представление о проблемах окружающей среды, способах их решения и освещающая опыт реализации таких решений.
Непосредственным решением этой задачи занимаются учителя экологии, биологии, химии, педагоги дополнительного образования, методисты. Именно им адресованы данные методические рекомендации, целью которых является методическая помощь в выборе, подготовке и проведении практических природоохранных проектов, операций и акций.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Наиболее распространенными формами привлечения школьников к практическому решению экологических проблем в настоящее время являются экологические природоохранные проекты.
Роль практической природоохранной работы в деле воспитания экологической культуры огромна. Сначала воспитанники усваивают комплекс экологических знаний, затем учатся применять их в учебной деятельности и, наконец, они приступают к конкретной работе по улучшению экологического состояния природных экосистем или местности, в которой проживают.
Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.
В настоящее время большинство образовательных учреждений серьёзно занимается проектной деятельностью. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник оказывается более приспособленным к изменяющимся условиям, потому что проектная деятельность даёт возможности к осуществлению ответственного выбора.
Не следует забывать о том, что проектная деятельность школьников отличается от учебно-исследовательской.
Во- первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного образовательного продукта.
Во-вторых, для учебно-исследоватеьской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект является результатом коллективных усилий исполнителей и на завершающем этапе предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, практической деятельности и творческого вклада каждого.
Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Замысел проекта вырастает из общей проблемы, формулируемой в виде одной или нескольких задач. Чтобы максимально мотивировать проектную деятельность, нужно выбирать проблемы, вызывающие у детей интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: то, что захватывает малышей, оставляет равнодушным старшеклассников.
Исходным этапом работы над проектом является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. Иногда дети не проявляют инициативы, тогда сама идея предлагается педагогом и первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы.
Показав актуальность и привлекательность погружения в определённую область исследовательской деятельности, реальных дел по сохранению природы и их социальную значимость, педагог таким образом формирует из своих учеников партнёров и единомышленников.
В объединении «Природа и фантазия» особое значение уделяется именно проектной деятельности, которая носит практический характер. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Кто оценит мою работу? Будут ли у меня последователи? и другие.
«Ребятки с грядки», «Зеленый дом» - названия проектов, которые ежегодно проводятся объединением «Природа и фантазия». В ходе проектов дети самостоятельно выбирают культуры для посадки на приусадебном участке, планируют размеры грядок и клумб, составляют график ухода за растениями.
В задачу воспитанников также входит сбор и анализ информации по теме проекта, для этого воспитанники посещают библиотеку, разрабатывают специальные анкеты, проводят опросы, анализирую и систематизируют собранную информацию.
Планирование работы над проектом предполагает составление рабочего плана, где указаны сроки исполнения различных этапов проекта, ответственные лица, планируемый результат.
Для внедрения проекта в жизнь необходимо осуществлять практические природоохранные мероприятия, которые представляют собой посадку растений, уход за ними, установка информационных аншлагов, просветительская деятельность. Воспитанники объединения «Природа и фантазия» занимаются выпуском стенгазет, листовок, создают агитбригады, проводят экологические мероприятия.
На заключительном этапе оценивается результативность проекта; выявляется реальный вклад каждого из участников проекта; оформляется результат проекта в виде презентации; выступление перед местным населением и детской аудиторией с результатами проекта.
Таким образом, опыт практических природоохранных проектов, основанный на принципе «воспитания посредством деятельности», формирует ценные гражданские качества воспитанников, развивает коммуникативные способности. Практическая деятельность рассматривается как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этой работы лежит практический подход, нацеленный на формирование комплекса способностей, необходимых не только для исследовательской деятельности, но и готовности принимать личное участие в решении экологических проблем собственным трудом.
|