ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 11.10.2024, 11:29

МБУ ДО 

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"  

Меню сайта
Министерство
Министерство
Актуально
ГАУ ДПО "СОИРО"
Федеральный портал
Коллекция ЦОР
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Принципы реализации природоохранных практических проектов
14.12.2015, 11:39

«Принципы  организации и реализации практических природоохранных проектов»

Подготовила: А.Ж.Амирова, методист МБОУДОД «Центр Детского Творчества» с. Александров-Гай Саратовской области

Амангалиева З.М., педагог д/о МБОУ ДОД «ЦДТ»

          Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач и перед образовательными учреждениями и перед педагогической наукой. Они призваны реально помочь поколению, обучающемуся сейчас  в школе, преодолеть последствия  негативных воздействий на природу, оптимизировать их  в последующем.

В мире наметилась тенденция  перехода от нынешнего научно ориентированного к деятельностно ориентированному образованию, которое позволяет не только познавать, но и изменять мир. Изменяется характер знания: от него требуется быть не «вечно истинным», а ситуитивно  действенным. Именно такое образование востребуется сейчас и в обозримой перспективе.

  В основе всех современных концепций экологического образования лежит поиск выхода из экологического кризиса, путей решения экологических проблем. Современные школьники хорошо осведомлены об экологических проблемах, но не уверены в возможности их решения и не знают, как это можно сделать. Вот почему  необходима информационная система, развивающая представление о проблемах окружающей среды, способах их решения и освещающая опыт реализации таких решений.

 Непосредственным решением этой задачи занимаются учителя экологии, биологии, химии, педагоги дополнительного образования, методисты. Именно им адресованы данные методические рекомендации, целью которых является методическая помощь в выборе, подготовке и проведении практических природоохранных проектов, операций и акций.

Задача школы состоит не только в том,  чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Наиболее распространенными формами привлечения школьников к практическому решению экологических проблем в настоящее время являются экологические природоохранные проекты. 

Роль практической природоохранной работы в деле воспитания экологической культуры  огромна. Сначала воспитанники усваивают комплекс экологических знаний, затем учатся применять их в учебной деятельности и, наконец, они приступают к конкретной работе по улучшению экологического состояния природных экосистем или местности, в которой проживают.

Только получив опыт практической  личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная  работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое  участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.

     В настоящее время большинство образовательных учреждений  серьёзно занимается проектной деятельностью. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник  оказывается более приспособленным к изменяющимся условиям, потому что проектная деятельность даёт возможности к осуществлению ответственного выбора.

Не следует забывать о том, что проектная деятельность школьников отличается от учебно-исследовательской.

Во- первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного образовательного продукта.

Во-вторых, для учебно-исследоватеьской  деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект является результатом коллективных усилий исполнителей и на завершающем этапе предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, практической деятельности и творческого вклада каждого.

Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Замысел проекта вырастает из общей проблемы, формулируемой в виде одной или нескольких задач.  Чтобы  максимально мотивировать проектную деятельность, нужно выбирать проблемы, вызывающие у детей интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: то, что захватывает малышей, оставляет равнодушным  старшеклассников.

Исходным этапом работы над проектом является так называемый  предпроект. В ходе  этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта. Иногда дети не проявляют инициативы, тогда сама идея предлагается педагогом и первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы.

 Показав актуальность и привлекательность погружения в определённую область исследовательской деятельности, реальных дел по сохранению природы и их социальную значимость, педагог  таким образом  формирует из своих учеников партнёров и единомышленников.

 В объединении «Природа и фантазия» особое значение уделяется именно проектной деятельности, которая носит практический характер. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Кто оценит мою работу? Будут ли у меня последователи? и другие.

«Ребятки  с грядки», «Зеленый дом» - названия проектов, которые ежегодно проводятся объединением «Природа и фантазия». В ходе проектов дети самостоятельно выбирают культуры для посадки на приусадебном участке, планируют размеры грядок и клумб, составляют график ухода за растениями.

В задачу воспитанников также входит  сбор и анализ информации по теме проекта, для этого воспитанники посещают библиотеку, разрабатывают специальные анкеты, проводят опросы, анализирую и систематизируют собранную информацию.

 Планирование работы над проектом предполагает составление рабочего плана, где указаны сроки исполнения различных этапов проекта, ответственные лица, планируемый результат.

Для внедрения проекта в жизнь  необходимо осуществлять практические природоохранные мероприятия, которые представляют собой посадку растений, уход за ними, установка информационных аншлагов, просветительская деятельность. Воспитанники объединения «Природа и фантазия»  занимаются выпуском стенгазет, листовок, создают агитбригады, проводят экологические мероприятия. 

        На заключительном этапе  оценивается  результативность проекта; выявляется  реальный вклад каждого из участников проекта; оформляется  результат проекта  в виде презентации; выступление  перед местным населением и детской  аудиторией с результатами проекта. 

       Таким образом,  опыт практических  природоохранных проектов, основанный на принципе «воспитания посредством деятельности», формирует ценные гражданские качества воспитанников, развивает коммуникативные способности.  Практическая деятельность рассматривается как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этой работы лежит практический подход, нацеленный на формирование комплекса способностей, необходимых  не только для исследовательской деятельности, но и готовности принимать личное участие в решении экологических проблем собственным трудом.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Педагог
Просмотров: 535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сертификат
Наша жизнь
Поиск
Актуально
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Полезно
Полезно
Год педагога
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz